Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире все более повышаются требования к психологическим особенностям взрослого человека. При этом меняются временные границы периода зрелости человека, по современной классификации Всемирной Организации Здравоохранения возраст от 18 до 44 лет это молодость, от 44 до 60 лет средний возраст.
С одной стороны ребенок с раннего возраста получает доступ к различным «взрослым вещам» через интернет и телевидение, что невольно очень рано погружает его в мир взрослых. При этом наблюдается тенденция к инфантильности, когда молодые люди, являясь физиологически зрелыми индивидуумами, остаются на попечении родителей и не стремятся к самостоятельности.
С другой стороны рост средней продолжительности жизни продлевает срок активного и трудоспособного периода. На фоне появления новых профессий, гигантского роста информации и расширения масштабов человеческой деятельности повышаются требования к интеллекту взрослого человека, к его мобильности и способности не¬прерывно обучаться. «Жизнь после 40 лет только начинается» - отодвигается наступление кризиса среднего возраста, сейчас никого не удивляет когда пара заводит первого ребенка около сорока лет.
Проблема личностного развития изучается представителями многих научных дисциплин (социологии, истории, философии, юриспруденции и др.), в том числе представителями психологической науки. Ученые, занимающиеся изучением обсуждаемой проблемы, принадлежат к различным школам и направлениям в психологии, однако, несмотря на это, выявляется и общая тенденция в их подходах. Она заключается в том, что развитие зрелой личности в разнообразных концепциях рассматривается в контексте социализации и профессиональной реализации, взаимном влиянии человека и его среды.
В данной работе мы рассматриваем особенности процесса становления личности в период зрелости. Актуальность этого вопроса объясняется, с одной стороны, тем, что индивидуальные характеристики человека (установки, потребности, интересы, уровень притязаний, особенности интеллекта и др.) оказывают значительное влияние на выбор профессии и ход профессиональной адаптации. Они могут как способствовать формированию профессионального мастерства и творческому подходу к трудовой деятельности, так и препятствовать профессиональному становлению (например, в случае отсутствия общих профессиональных способностей - активности, саморегуляции, помехоустойчивости и др.), приводить к более быстрому профессиональному старению и деформации.
Целью данной работы является изучение зрелости личности как явления и процесс становления.
Цель работы достигается посредством решения следующих задач:
рассмотрение общей характеристики зрелости в психологии;
изучение процесса становления зрелости личности.
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗРЕЛОСТИ В ПСИХОЛОГИИ
1.1 Общее понятие зрелости
Зрелость представляет собой наиболее ответственный период жизни человека, ведь в зрелости определяется жизненный путь, наступает расцвет творческих сил, наблюдается проявление того активного отношения к жизни, в результате которого создаются материальные и духовные ценности общества. Период зрелости отличается от предыдущего, юношеского тем, что в нем заканчивается общесоматическое развитие, достигает своего оптимума физическое и половое созревание. Этот период является годами интеллектуальных достижений.
В Толковом словаре В. И. Даля зрелость толкуется как «состояние зрелого, спелость; возмужалость, состояние, степень рассудительности», а зрелый – как «дозревший, спелый; возмужалый, полнолетний, взрослый; обдуманный, рассудительный, неопрометчивый».
В Словаре русского языка С. И. Ожегова приводятся следующие значения слова «зрелость»: «1) состояние организма достигшего полного развития; зрелый возраст; 2) перен.: высокая степень развития, совершенства; зрелость мысли». Там же находим значения прилагательного «зрелый»: «созревший, спелый; достигший полного развития; возмужалый; характерный для человека, достигшего полного развития (о возрасте, поре жизни); полностью сложившийся; достигший опытности, мастерства; тщательно взвешенный, обдуманный; свидетельствующий об опытности, мастерстве».
Упрощая, можно сказать, что зрелым индивидом (организмом) является тот, в котором развитие завершено; незрелым – тот, в ком оно не завершено: ребенок – незрелый, взрослый же – зрелый.
В русском языке взрослый определяется как достигший полного телесного развития, полнолетний, возмужалый, достигший полной зрелости, зрелого возраста. Похожее разделение «зрелый – взрослый» находим в латинском, немецком, английском и французском языках (ХХХ) .
Понимание зрелости индивида зависит от области научного знания, с точки зрения, которой присваивается статус «зрелости» или в рамках одной научной дисциплины от какой-либо теории.
Так биологический возраст обусловливается состоянием обмена веществ и функций организма в сравнении со среднестатистическим уровнем развития, характерным для всей популяции данного хронологического возраста, и имеет следующие виды: скелетный, зубной, возраст полового созревания.
Б.Г.Ананьев исследовал возрастные изменения психофизиологических функций человека, работу органов чувств, восприятия и памяти.
Социальный возраст представляет набор нормативно-ролевых характеристик, производных от возрастного разделения труда и социальной структуры общества: дошкольный возраст, школьный, студенческий, рабочий, пенсионный; брачный, возраст гражданского совершеннолетия. При этом следует различать нормативные и фактические критерии возраста. Социальный возраст идентифицируется путем соотнесения уровня социального развития (овладения определенными социальными ролями) со среднестатистической нормой для данной возрастной группы.
Психический возраст определяется соотнесением уровня психического (умственного, эмоционального и т. п.) развития человека с соответствующим нормативным среднестатистическим симптомокомплексом. Индикаторами психического возраста являются умственный (интеллектуальный) возраст, степень нравственной зрелости, психосексуальный возраст и др. Данные проявления психического возраста объективно измеряемы. Но есть в психическом возрасте и субъективно переживаемые компоненты: возрастное самосознание, степень самореализации личности и т. п. (ХХХ книга поздний возраст с 20)
1.2 Понятие зрелости личности в психологии
В психологии и философии термин «зрелость» использовался не всеми авторами, часто под этим понятием подразумевался некий высший уровень развития.
Так Лев Семенович Выготский писал о том, что одним из главных признаков взросления (перехода из одной стадии развития ребенком в другую) это постепенной овладение своим поведением (6 том выготского): «Эту своеобразную форму мы видим в тех опосредованных (высших) психических функциях, которые, возникнув исторически (а не являясь продуктом свободного духа), и перевели поведение от элементарных к высшим формам, создав из элементарных форм поведения животного сложное поведение культурного человека». Для Выготского зрелая личность, это «культурный человек».
По Юнгу признак зрелости это осознанность. Отрыв человека от инстинкта, его противопоставление себя человеку, создает сознание.(ХХХ)
Эриксон основной акцент делает на чувстве идентичности, формирование ко¬торого — особенно острая проблема подросткового возраста. Подлинная зрелость не может быть достигнута без прочного чувства идентичности (кто я такой?). (ХХХ)
Эрик Берн утверждает, что в каждом человеке может проявляться одно из состояний Я – Родителя, Взрослого или Ребенка. Про состояние Взрослого он пишет так: ««Это ваш Взрослый» означает: «Вы дали независимую объективную оценку ситуации и сообщаете свое заключение или предлагаете решение проблемы независимо от предубеждений» (ХХХ).
Первым психологом, введшим понятие «зрелая личность» и посвятивший много времени его изучению, был Генри Олпорт. В своей книге УУУУ он пишет: «…краткое определение гласит, что здоровая личность активно овладевает своим окружением, демонстрирует определенное единство личности и способна пра¬вильно воспринимать мир и себя. Такая личность стоит на собственных ногах, не
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Бачинин В. А. Психология: энцикл. слов. Санкт-Петербург: Изд-во Михайлова В.А., 2005. 271 с.
2. Баевский Р. М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. – М.: Медицина, 1979. – 298 с.
3. Бушов Ю. В. Психофизиологическая устойчивость человека в особых условиях деятельности: оценка и прогноз. – Томск: Издво Том. ун-та, 1992. – 176 с.
4. Брюхова Н. Г. Нравственное саморазвитие человека// European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2015. № 7. С. 289-301.
5. Вероятностное прогнозирование в деятельности человека / под ред. И. М. Фейгенберга, Г. Е. Журавлева. – М.: Наука, 1977. – 392 с.
6. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г. В. Бурменская, Е. И. Захарова, О. А. Карабанова и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416 с.
7. Диагностика и прогнозирование функционального состояния мозга человека / М. Н. Ливанов, В. С. Русинов, П. В. Симонов и др. – М.: Наука, 1988. – 51 с.
8. Ильин Е. П. Психология взрослости. Санкт-Петербург: Питер, 2012. 469 с.
9. Кашапов М. М. Акмеология: учебное пособие. Ярославль: ЯрГУ, 2011. 112 с.
10. Лисовская, Т. В. Педагогические основы воспитания и обучения детей с тяжёлыми множественными психофизическими нарушениями: пособие. В 2 ч. Ч. 1 / Т. В. Лисовская, Т. В. Сидорко, М. Е. Скивицкая; под ред. Т. В. Лисовской. – Гродно: ГрГУ, 2015. – 70 с.
11. Матис В. И. Личность в системе национально-культурных связей: уч. пособие. Барнаул, 2014. С. 103.
12. Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики. Санкт-Петербург: Издат. Группа «Евразия», 1997. 430 с.
13. Минутко В. Л. Справочник психотерапевта. Санкт-Петербург: Питер, 2002. 442 с.
14. Портнова, А. Г. Личностная зрелость: подходы к определнию / А. Г. Портнова // Сибирский психологический журнал. – 2008. – № 27. – С. 37–41.
15. Портнова А. Г., Иванова М. Г. Интегральные характеристики развития личности // Интегральная психология: контуры, уровни, линии развития: коллективная монография / под ред. И. С. Морозовой. – Кемерово, 2010. – С. 465–484.
16. Портнова А. Г., Богомолов А. М. Психологические эффекты развития: личностная и адаптационная зрелость // Problems of psychology in the 21-st century. – 2012. – Vol. 1. – P. 81–89.
17. Реан А. Проблемы и перспективы развития концепции локуса контроля личности // Психологический журнал. 1998. № 4. С. 3–11.
18. Руднева И.А. Формирование позитивного самоотношения у подростков в условиях образовательной среды школы / Е.И. Луценко. – Томск: ВГСПУ, 2016. – С. 3.
19. Ригель К. Диалектика мысли. - М., 1984. - 246 с.
20. Рабочая книга по прогнозированию / отв. ред. И. В. Бестужев-Лада. – М.: Мысль, 1982. – 430 с.
21. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности / МГУ Москва, 1989. - 210 с.
22. Сухов А.Н., Деркач А.А. (ред.) Социальная психология. Учебное пособие для вузов. - М.: Академия, 2001. - С.217.
23. Саркисян С. А., Голованов Л. В. Прогнозирование развития больших систем. – М.: Статистика, 1975. – 192 с.
24. Фромм Э. Искусство любить. М.: Аст, 2014. 221 с.
25. Фрейд З. Введение в психоанализ. СПб.: Алетейя, 2005. 437 с.
26. Шаповал И. А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития: учеб. пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 320 с.
27. Шамионов Р. М. Личностная зрелость и профессиональное самоопределение в подростковом и юношеском возрасте: автореф. дис. … канд. психол. наук. – СПб., 1997. – 19 с.